Российский авторынок проваливается все глубже. Ситуация в марте стала несколько хуже, чем предполагали ранее аналитики. Продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в марте 2009 года, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ, снизились на 47%, или на 119 778 штук по сравнению с тем же периодом в 2008 году. Если посчитать только проданные в нашей стране автомобили иностранных брендов, то их количество составит 97 167, что приближается к уровню продаж марта 2006 года. Прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ по общим продажам легковых автомобилей на российском рынке за весь 2009 год пересмотрен в сторону снижения до 1,7 миллиона автомобилей.
№ | Марка | Продажи в I квартале 2009 года (шт.) | Продажи в I квартале 2008 года (шт.) | Изменение (%) | Продажи в марте 2009 года (шт.) | Продажи в марте 2008 года (шт.) | Изменение (%) |
1 | Lada | 88 720 | 144 777 | -39 | 30 266 | 51 956 | -42 |
2 | Chevrolet | 30 268 | 58 498 | -48 | 9 387 | 22 990 | -59 |
3 | Ford | 29 956 | 41 499 | -28 | 11 507 | 17 804 | -35 |
4 | Nissan | 22 927 | 37 253 | -38 | 9 312 | 15 588 | -40 |
5 | Hyundai | 21 391 | 44 054 | -51 | 6 252 | 14 613 | -57 |
6 | Toyota | 19 356 | 35 825 | -46 | 5 507 | 13 809 | -60 |
7 | Renault | 15 011 | 24 303 | -38 | 6 293 | 10 117 | -38 |
8 | Kia | 13 710 | 21 101 | -35 | 5 399 | 7 863 | -31 |
9 | Mazda | 13 176 | 17 094 | -23 | 4 768 | 7 629 | -38 |
10 | ГАЗ | 12 087 | 32 298 | -63 | 5 172 | 11 970 | -57 |
11 | Opel | 11 945 | 23 479 | -49 | 3 890 | 10 376 | -63 |
12 | Daewoo | 11 692 | 23 941 | -51 | 5 764 | 9 088 | -37 |
13 | Volkswagen | 10 935 | 7 507 | 46 | 4 066 | 2 822 | 44 |
14 | Peugeot | 9 981 | 8 403 | 19 | 2 864 | 3 544 | -19 |
15 | Skoda | 9 826 | 9 082 | 8 | 3 220 | 3 747 | -14 |
16 | Honda | 9 218 | 15 445 | -40 | 1 850 | 6 090 | -70 |
17 | Mitsubishi | 6 042 | 21 296 | -72 | 1 689 | 9 246 | -82 |
18 | УАЗ | 5 720 | 12 019 | -52 | 2 071 | 4 919 | -58 |
19 | Suzuki | 4 407 | 9 890 | -55 | 1 301 | 4 578 | -72 |
20 | BMW | 4 011 | 4 009 | 0 | 1 607 | 1 879 | -14 |
21 | Fiat | 3 915 | 4 515 | -13 | 1 310 | 2 079 | -37 |
22 | Audi | 3 302 | 3 880 | -15 | 1 501 | 1 718 | -13 |
23 | Citroen | 3 194 | 2 000 | 60 | 1 026 | 911 | 13 |
24 | Land Rover | 3 031 | 4 612 | -34 | 1 415 | 1 823 | -22 |
25 | Subaru | 2 990 | 4 296 | -30 | 650 | 1 808 | -64 |
26 | Volvo | 2 741 | 4 238 | -35 | 1 089 | 2 554 | -57 |
27 | Mercedes-Benz | 2 360 | 3 388 | -30 | 803 | 1 846 | -57 |
28 | ИЖ | 2 166 | 5 628 | -62 | 770 | 2 198 | -65 |
29 | Ssang Young | 2 063 | 3 000 | -31 | 694 | 1 195 | -42 |
30 | Infiniti | 1 877 | 1 102 | 70 | 614 | 395 | 55 |
31 | Lexus | 1 460 | 2 705 | -46 | 287 | 1 104 | -74 |
32 | Volkswagen | 1 406 | 1 754 | -20 | 626 | 780 | -20 |
33 | Chery | 957 | 5 361 | -82 | 304 | 1 907 | -84 |
34 | Geely | 915 | - | - | 360 | - | - |
35 | Great Wall | 833 | 2 607 | -68 | 268 | 879 | -70 |
36 | Lifan | 618 | 662 | -7 | 178 | 285 | -38 |
37 | Byd | 606 | 920 | -34 | 191 | 437 | -56 |
38 | Cadillac | 472 | 308 | 53 | 265 | 175 | 51 |
39 | Mercedes-Benz | 435 | 730 | -40 | 136 | 387 | -65 |
40 | Jaguar | 366 | 285 | 28 | 161 | 189 | -15 |
41 | Hummer | 309 | 191 | 62 | 153 | 81 | 89 |
42 | Porsche | 299 | 390 | -23 | 105 | 192 | -45 |
43 | Seat | 292 | 232 | 26 | 112 | 151 | -26 |
44 | Dodge | 186 | 938 | -80 | 47 | 420 | -89 |
45 | Mini | 173 | 202 | -14 | 77 | 110 | -30 |
46 | Jeep | 161 | 795 | -80 | 22 | 431 | -95 |
47 | Iran Khodro | 108 | 681 | -84 | 23 | 176 | -87 |
48 | Saab | 100 | 249 | -60 | 42 | 118 | -64 |
49 | Chrysler | 70 | 406 | -83 | 19 | 219 | -91 |
50 | Alfa Romeo | 37 | 74 | -50 | 10 | 28 | -64 |
51 | Isuzu | 22 | - | - | 3 | - | - |
Причина столь плачевных результатов всем известна – резкое повышение цен на автомобили при сокращающемся уровне доходов населения. Повышение цен обусловлено девальвацией рубля и повышением таможенных пошлин, а на ухудшение спроса оказали влияние ограничение доступности кредитов и высокие процентные ставки по ним.
Принятые российским правительством меры по поддержке отечественного производителя не дают хоть сколько-нибудь ощутимых результатов. С момента ввода повышенных таможенных пошлин на новые иномарки и по сути заградительных пошлин на ввоз в Россию подержанных машин прошло уже три месяца. За это время можно судить о том, насколько это решение повлияло на спрос автомобилей российского производства. К тому же вводимое льготное кредитование, дотации на железнодорожную перевозку российских автомобилей на Дальний Восток и деньги, выделенные АвтоВАЗу, должны хоть как-то отразиться на результатах продаж. Однако ничего такого не произошло. По итогам квартала и в марте показатели отечественных заводов падают вместе со всеми. Общее снижение продаж легковых автомобилей и комерческого транспорта в первом квартале 2009 года составило 40%. Падение продаж автомобилей Lada составило за тот же период 39%. Ситуация на ГАЗ, УАЗ и “Иж” куда хуже. Автомобили УАЗ продаются на 52% хуже, чем в прошлом году, а ГАЗ и “Иж” – на 63% и 62% соответственно. В скором времени на этих заводах возможны массовые увольнения и сворачивание производства.
В то же время другие страны, испытывающие серьезные трудности со сбытом автомобилей, в марте показали более обнадеживающие результаты. Так, по данным исследовательской компании Autodata, американцы приобрели 857,7 тыс. новых автомобилей, что на 37% меньше, чем показатель марта 2008 г. Спад продаж новых легковых автомобилей в Западной Европе в марте 2009 года по сравнению с мартом 2008 года составил всего 7%. Исключение составляют наши соседи: объем продаж новых легковых автомобилей на Украине сократился в марте на катастрофические 75%.
Между тем в сравнении с предыдущим месяцем 2009 года продажи автомобилей в США выросли в марте почти на 25%, превысив типичный для этого сезона показатель роста в 20%. Рынки Германии и Франции выросли в марте по отношению к февралю 2009 года на 40% и 10% соответственно, что объясняется действиями правительств этих стран, предлагающих автовладельцам денежные компенсации при покупке новых автомобилей взамен старых. Российский рынок в марте не испытал традиционного сезонного подъема и остался на уровне февраля 2009 года.
В России одинаково пострадали все автокомпании вне зависимости от того, есть ли у них российские заводы. Самая плачевная ситуация в марте у автомобилей концерна Chrysler. Марки концерна Jeep, Chrysler и Dodge потеряли в продажах 95%, 91% и 89% соответственно. Тяжело приходится сразу всем китайским компаниям, особенно Chery (падение продаж в марте 84%). Из недавних лидеров рынка самые большие трудности испытывает Mitsubishi (падение 72%), которая потеряла сразу десять мест в списке лидеров продаж по сравнению с результатами 2008 года. Такое же падение продаж испытывает и Suzuki (72%).
Пострадали и иностранные бренды, которые давно и успешно производят автомобили на своих российских заводах. В марте снизились продажи у Toyota (-60%), Chevrolet (-59%), Renault (-38%), Ford (-35%). И только ввод в строй в прошлом году, наращивание объемов производства и удержание цен в этом году позволили компании VW не просто увеличить продажи, а сделать целый скачок вперед. Продажи автомобилей немецкой марки подскочили в марте на 44%. Лучший результат показывают только автомобили Infiniti – продажи японского премиума выросли на 55%. Удивляет Citroen – рост продаж в марте на 13% обусловлен популярностью новой модели С5 и огромными скидками на все остальные модели. Хорошие цены и обновленный недавно модельный ряд позволяют американским маркам Cadillac и Hummer показывать рост продаж в России.
Премиум-марки в целом чувствуют себя более спокойно. BMW, например, совсем не пострадал – результаты первого квартала 2009 года оказались на уровне прошлогодних. У Audi также небольшое падение продаж на фоне рынка – всего 13%. Таким образом, в премиум-сегменте лидерами продаж стали BMW и Audi, оставив позади прежних лидеров – Volvo и Land Rover. Хуже всего в марте дела обстояли у Lexus, что позволило моделям Infiniti, извечного конкурента, впервые в России обойти Lexus. При всей чехарде цен на новые автомобили, происходившей в первом квартале 2009 года, и общем падении продаж в списке самых популярных марок среди российских покупателей произошли заметные изменения. Прежде всего, по сравнению с результатами 2008 года улучшил свое положение Ford. Результаты продаж компании подняли ее в списке лидеров российского рынка с пятого на третье место, и теперь Ford имеет все шансы отобрать у Chevrolet звание самого популярного иностранного бренда. С шестого на четвертое место поднялась компания Nissan. Конечно, поправили свое положения бренды, продажи которых выросли наперекор общему падению рынка. Прежде всего, VW поднялся с 16-го места по итогам прошлого года на 13-е. Citroen вскочил с 30-й на 23-ю позицию. Совершили заметные рывки Infiniti и Cadillac. С 12-й на восьмую позицию рейтинга поднялась компания KIA, чьи модели Cee’d и Spectra входят в двадцатку самых продаваемых иностранных моделей. Следом за счет успешных продаж Mazda3 поднялась и японская компания. С 17-й на 14-ю позицию перебралась компания Peugeot.
Далее ситуация на рынке будет по-прежнему удручающей и нестабильной. В это время существенно могут измениться предпочтения российских граждан при выборе автомобилей тех или иных марок. Главенствующую и решающую роль при совершении крупной покупки сегодня играет цена. В то время как одни компании поднимают цены на автомобили выпуска еще 2008 года, другие предлагают существенные скидки на модели 2009 года – в этой неразберихе цен заметными и решающими в борьбе за продажи станут громкие, хорошо рекламируемые, при этом простые и понятные скидочные акции.
Кирилл Орлов (AutoNews.ru)
Источник таблиц: Ассоциация европейского бизнеса