От трости к жезлу
Однако жезл не всегда был черно-белым – первые постовые полицейские в России регулировали уличное движение с помощью белой трости, в соответствии с приказом санкт-петербургского градоначальника генерал-майора Даниила Драчевского, выпущенным в октябре 1907 года.
Движений тростью у первых регулировщиков было всего два. Первое служило для остановки одиночных экипажей и подвод: "Постовой чин, вынув трость из чехла, делает ею знак, поднимая вверх по направлению останавливаемого движения". Второе - полностью блокировало улицу в обоих направлениях. Для этого полицейскому нужно было поднять трость над головой и сделать несколько вращательных движений. Неподчинение регулировщику, как и сейчас, каралось в административном порядке.
"Старорежимную" трость, которую после смены власти в октябре 1917 года по инерции продолжали использовать сотрудники рабоче-крестьянской милиции, в ноябре 1922 года сменил новый жезл длиной 11 вершков (49 сантиметров). Жезл был красного цвета с желтой рукояткой. Размеры и цвет новинки, а также знаки, которые ею можно было подавать, утверждались в "Инструкции постовому милиционеру по порядку пользования жезлом". Кстати, сейчас похожие жезлы можно увидеть за поясом у железнодорожников – в начале 20-х годов прошлого века они использовали практически такие же "палки", что и стражи порядка, и с тех пор их форма практически не изменилась.
Черным по белому
В 1933 году было принято решение отказаться от жезла и перейти на регулирование дорожного движения "голыми руками" – с помощью жестов. Однако уже в 1939 году "палки" вернулись на дороги: 27 апреля 1939 года был издана "Инструкция постовому регулировщику движения", в которой милиционерам предписывалось управлять транспортными потоками с помощью полосатого черно-белого жезла.
В понедельник Госавтоинспекция отмечала годовщину именно этой даты, потому что с тех пор цветографическая схема жезла фактически не менялась. Хотя сама конструкция время от времени подвергалась изменениям. Так, в 60-е годы прошлого века появился жезл из пластика с подсветкой в корпусе, благодаря которой его стало лучше видно ночью. Затем белые полоски начали наносить с помощью светоотражающей краски.
Несмотря на то, что первые профессиональные регулировщики в СССР появились еще в 1928 году, когда в штате Московской городской милиции появилась должность "инспектор по регулированию уличного движения", расцвет этой профессии пришелся на послевоенные годы. Именно тогда навыкам обращения с черно-белым жезлом уделялось больше всего внимания. Конкурсы и соревнования регулировщиков проводились на всесоюзном уровне, причем под эти мероприятия выделялись крупные спортивные площадки. На службе наиболее виртуозные регулировщики дежурили на самых многолюдных улицах и площадях городов, а главным постом страны считался въезд в Кремль через Боровицкие ворота.
Из-под палки
По иронии судьбы, сигналы жезлом, с помощью которых российские регулировщики руководят дорожным движением, основаны на жестах, позаимствованных в начале прошлого века из опыта зарубежных полицейских. Однако большинство европейских и американских постовых, "разруливая" транспортные потоки на дорогах, никакими жезлами не пользуются.
Полицейским в США, Германии, Англии, Франции, Италии и многих других странах для того, чтобы отдать указания водителям, достаточно лишь жестов руками. Правда, в ночное время или при плохой видимости зарубежные регулировщики пользуются еще и фонарями со специальными разноцветными насадками, но их жезлами или палками не назовешь.
К слову, наши дорожные инспекторы тоже не обязаны пользоваться полосатыми "палочками". В правилах говорится, что регулировщик "может" применять жезл для "лучшей видимости сигналов". Но, как на днях заявил корреспонденту РИА Новости представитель УГИБДД Москвы Игорь Колосков, альтернативы жезлу регулировщика гаишники не видят – видимо, с "палкой" в руке руководить российскими автомобилистами им пока проще.
Артем Бетев