Сейчас же можно констатировать стабильность российского рынка: сентябрь стал чуть лучше августа – продано примерно на 7000 автомобилей больше, чем в прошлом месяце.
№ |
Марка |
9 месяцев 2009 года (шт.) |
9 месяцев 2008 года (шт.) |
Изменение (%) |
Сентябрь 2009 год (шт.) |
Сентябрь 2008 год (шт.) |
Изменение (%) |
1 |
Lada |
269 514 |
477 045 |
-44 |
28 109 |
48 900 |
-43 |
2 |
Chevrolet |
81 464 |
175 798 |
-54 |
7 398 |
16 353 |
-55 |
3 |
Ford* |
64 943 |
141 414 |
-54 |
5 798 |
12 600 |
-54 |
4 |
Toyota* |
53 637 |
145 388 |
-63 |
5 505 |
18 233 |
-70 |
5 |
Renault* |
53 550 |
83 940 |
-36 |
4 721 |
8 400 |
-44 |
6 |
Hyundai* |
52 201 |
159 392 |
-67 |
5 726 |
16 110 |
-64 |
7 |
Nissan* |
51 683 |
118 801 |
-56 |
4 417 |
14 372 |
-69 |
8 |
Kia* |
47 839 |
73 103 |
-35 |
6 387 |
6 924 |
-8 |
9 |
ГАЗ* |
42 568 |
105 222 |
-60 |
5 083 |
12 563 |
-60 |
10 |
Daewoo |
38 960 |
80 069 |
-51 |
4 032 |
8 795 |
-54 |
11 |
Mitsubishi* |
33 024 |
89 462 |
-63 |
5 087 |
10 085 |
-50 |
12 |
Volkswagen |
30 841 |
35 931 |
-14 |
3 185 |
5 359 |
-41 |
13 |
Opel* |
29 629 |
78 051 |
-62 |
1 862 |
7 758 |
-76 |
14 |
Mazda* |
26 260 |
60 125 |
-56 |
2 410 |
7 646 |
-68 |
15 |
Skoda* |
25 345 |
36 898 |
-31 |
2 062 |
4 038 |
-49 |
16 |
Peugeot* |
23 704 |
34 866 |
-32 |
2 234 |
4 810 |
-54 |
17 |
УАЗ* |
22 741 |
41 337 |
-45 |
3 870 |
4 678 |
-17 |
18 |
Honda |
19 245 |
60 440 |
-68 |
1 453 |
9 946 |
-85 |
19 |
Suzuki |
16 322 |
30 103 |
-46 |
2 741 |
2 985 |
-8 |
20 |
Fiat* |
12 802 |
18 922 |
-32 |
2 269 |
2 485 |
-9 |
21 |
BMW |
11 782 |
14 009 |
-16 |
1 402 |
1 736 |
-19 |
22 |
Audi |
11 464 |
13 220 |
-13 |
1 402 |
1 577 |
-11 |
23 |
Citroen* |
9 833 |
8 536 |
15 |
1 121 |
1 032 |
9 |
24 |
Mercedes-Benz |
8 435 |
12 702 |
-34 |
1 414 |
1 604 |
-12 |
25 |
Subaru |
6 878 |
16 408 |
-58 |
766 |
1 894 |
-60 |
26 |
Land-Rover |
6 794 |
16 045 |
-58 |
638 |
2 049 |
-69 |
27 |
Geely |
6 596 |
1 782 |
270 |
692 |
391 |
77 |
28 |
SsangYong |
6 130 |
10 235 |
-40 |
808 |
1 336 |
-40 |
29 |
Volvo |
5 565 |
16 074 |
-65 |
637 |
1 561 |
-59 |
30 |
ИЖ (Вкл. Ваз 2104)* |
5 285 |
19 624 |
-73 |
247 |
1 625 |
-85 |
31 |
Lexus |
4 822 |
11 793 |
-59 |
533 |
1 408 |
-62 |
32 |
Volkswagen Ком. Автмб.* |
4 089 |
7 652 |
-47 |
471 |
1 022 |
-54 |
33 |
Infiniti |
3 819 |
5 373 |
-29 |
265 |
706 |
-62 |
34 |
Chance |
3 680 |
0 |
- |
1 417 |
0 |
- |
35 |
Chery |
3 171 |
13 675 |
-77 |
671 |
1 032 |
-35 |
36 |
Lifan |
2 328 |
3 433 |
-32 |
248 |
407 |
-39 |
37 |
Tagaz* (8 Месяцев) |
2 288 |
- |
- |
- |
- |
- |
38 |
Great Wall* |
2 021 |
7 251 |
-72 |
157 |
490 |
-68 |
39 |
Cadillac |
1 251 |
1 386 |
-10 |
97 |
143 |
-32 |
40 |
Mercedes-Benz Ком. Автмб.* |
1 023 |
2 214 |
-54 |
112 |
278 |
-60 |
41 |
Hummer |
983 |
516 |
91 |
58 |
56 |
4 |
42 |
Porsche |
953 |
1 721 |
-45 |
92 |
131 |
-30 |
43 |
BYD |
934 |
4 401 |
-79 |
23 |
381 |
-94 |
44 |
Seat |
758 |
1 560 |
-51 |
42 |
388 |
-89 |
45 |
Jaguar |
740 |
1 321 |
-44 |
72 |
196 |
-63 |
46 |
Mini |
434 |
708 |
-39 |
46 |
77 |
-40 |
47 |
Dodge |
366 |
3 910 |
-91 |
25 |
486 |
-95 |
48 |
IVECO* |
364 |
617 |
-41 |
74 |
82 |
-10 |
49 |
Jeep |
321 |
2 419 |
-87 |
24 |
240 |
-90 |
50 |
Saab |
284 |
1 014 |
-72 |
29 |
133 |
-78 |
51 |
Chrysler |
240 |
1 233 |
-81 |
37 |
106 |
-65 |
52 |
IKCO Продажи Прекращены |
178 |
1 751 |
- |
0 |
173 |
- |
53 |
Alfa Romeo |
90 |
253 |
-64 |
5 |
32 |
-84 |
54 |
Isuzu* |
55 |
1 |
- |
7 |
1 |
- |
|
Всего |
1110226 |
2249144 |
51 |
117981 |
245813 |
52 |
|
Источник таблиц: Комитет Автопроизводителей АЕБ |
||||||
|
* - Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Воможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике. |
||||||
|
** - CHANCE = автомобили ЗАО «ЗАЗ» (Запорожский Автомобильный Завод), с июля 2009 года представленные в России экслюзивным дистрибьютером КВИНГРУП |
||||||
|
*** - TAGAZ = автомобили и легкий коммерческий транспорт марки TAGAZ, произведенные на ООО “ТагАЗ” (Таганрогский автомобильный завод), данные предоставлены за 8 месяцев |
Ситуацию на нашем рынке по-прежнему не сравнить с ведущими европейскими рынками. Кризис в продажах на нашей территории оказался значительнее. Россию потрясло так, что нам не позавидует ни одна страна Западной Европы, кроме Ирландии. Все остальные европейские страны не испытали такого существенного спада продаж, а ведущие автомобильные державы Европы за счет глобальных правительственных программ стимулирования спроса на автомобили показали даже рост. Например, в Германии продажи в 2009 году выросли на 26%, а спад продаж в Великобритании удалось удержать на уровне -15% от прошлогодних. В результате Великобритания, Италия, Франция и уж тем более Германия в цифрах абсолютных продаж обогнали российский рынок. Напомним, что в середине 2008 года Россия спорила с Германией за лидирующее положение на авторынке Европы.
Автомобильные компании, ведущие бизнес в России, в сентябре не преподнесли серьезных сюрпризов. По-прежнему самыми успешными марками в эпоху кризиса остаются китайский Geely, американский Hummer и французский Citroen. Китайские седаны Geely, продвигаемые на нашем рынке компанией Red Dragon, за последний год закрепились на новом для себя рынке, показывая в кризисные времена стабильный рост. Автомобили Hummer отлично продаются благодаря адекватным данной экономической ситуации ценам. Грамотный маркетинг ведет компания Citroen, благодаря чему рост продаж автомобилей этой французской марки за девять месяцев 2009 года составил 15%.
Удачно переживают кризис компании, у которых падение продаж не так существенно, как в среднем по рынку. Особенно удачно складываются дела у Сadillac, Audi, VW , BMW. Среди этих компаний присутствуют почти все премиум-бренды. Премиум-сегмент не попал под такое снижение продаж, как весь рынок. В 2009 году среди премиум-брендов хуже всего себя чувствуют Volvo и Saab с падением продаж 65% и 72% соответственно.
Самая тяжелая ситуация за время кризиса сложилась у всех брендов концерна Chrysler и у некогда популярных китайских марок: более 70% потеряли в продажах Great Wall, Chery и BYD.
Если вести речь о первой десятке производителей, на долю которых приходится 3/4 всего российского рынка, то здесь лучше всего дела идут у KIA и Renault. В сентябре KIA показала один из самых лучших результатов и уступила по продажам только Lada и Chevrolet, оставив позади грандов российского рынка Ford, Toyota, Renault. Успехи KIA позволили ей увеличить свою долю на российском рынке и подняться в табели самых успешных компаний с 13-го места по итогам продаж 2008 года на восьмое по итогам трех кварталов 2009-го, обогнав Daewoo, Opel, Mitsubishi и Honda.
Не так плохи дела на ВАЗе. Судя по последним событиям, можно подумать, что завод практически стоит, но ВАЗ продает так много “Лад”, что любым другим производителям и не снилось – в четыре раза больше, чем Chevrolet. Да и спад продаж у Lada не такой большой, как в среднем по рынку: - 44%. Daewoo, Ford, Chevrolet, Nissan падают по продажам примерно с той же скоростью, что и весь рынок в среднем.
Среди лидеров сильнее всего упали продажи у ГАЗа, Toyota, Hyundai. Hyundai за девять месяцев продал на 67% меньше новых автомобилей и третье место по итогам 2008 года сменил на шестую позицию.
25 наиболее продаваемых моделей авто в России за 9 мес. 2009 г. | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Модель | Марка | 9 месяцев 2009 года (шт.) | 9 месяцев 2008 года (шт.) | Изменение (%) | Сентябрь 2009 год (шт.) | Сентябрь 2008 год (шт.) | Изменение (%) |
1 | Priora | Lada | 76 217 | 96 261 | -21 | 8 291 | 13 651 | -39 |
2 | Samara | Lada | 70 243 | 134 274 | -48 | 7 917 | 14 305 | -45 |
3 | 2105/2107 | Lada | 52 670 | 123 450 | -57 | 5 118 | 10 224 | -50 |
4 | Kalina | Lada | 48 281 | 69 060 | -30 | 4 330 | 7 164 | -40 |
5 | Focus | Ford | 40 466 | 68 110 | -41 | 4 441 | 6 240 | -29 |
6 | Logan | Renault | 38 519 | 58 547 | -34 | 3 497 | 4 728 | -26 |
7 | Lacetti | Chevrolet | 23 075 | 61 863 | -63 | 1 963 | 4 743 | -59 |
8 | Nexia | Daewoo | 20 931 | 41 598 | -50 | 2 298 | 5 333 | -57 |
9 | Lanos | Chevrolet | 19 713 | 35 483 | -44 | 1 389 | 2 998 | -54 |
10 | Matiz | Daewoo | 18 029 | 38 471 | -53 | 1 734 | 3 462 | -50 |
11 | 4x4 | Lada | 17 691 | 17 316 | 2 | 2 174 | 2 493 | -13 |
12 | Niva | Chevrolet | 17 246 | 36 609 | -53 | 2 069 | 3 851 | -46 |
13 | Astra (вкл. Astra Cabrio) | Opel | 16 644 | 32 724 | -49 | 918 | 3 269 | -72 |
14 | Getz | Hyundai | 14 684 | 31 297 | -53 | 947 | 3 067 | -69 |
15 | Cee'd | Kia | 13 754 | 20 478 | -33 | 1 735 | 2 258 | -23 |
16 | Corolla | Toyota | 13 693 | 47 260 | -71 | 2 019 | 7 063 | -71 |
17 | Aveo | Chevrolet | 12 732 | 24 047 | -47 | 1 094 | 3 450 | -68 |
18 | Camry | Toyota | 12 643 | 21 640 | -42 | 1 084 | 2 626 | -59 |
19 | LancerX | Mitsubishi | 12 533 | 47 882 | -74 | 937 | 4 454 | -79 |
20 | Mazda3 | Mazda | 11 758 | 33 026 | -64 | 293 | 3 929 | -93 |
21 | Qashqai | Nissan | 10 582 | 25 132 | -58 | 983 | 3 236 | -70 |
22 | Tucson | Hyundai | 9 679 | 16 617 | -42 | 705 | 2 172 | -68 |
23 | New X-Trail | Nissan | 9 390 | 19 625 | -52 | 1 244 | 1 941 | -36 |
24 | Outlander XL | Mitsubishi | 8 878 | 14 603 | -39 | 2 040 | 2 190 | -7 |
25 | Fabia | Skoda | 8 767 | 5 507 | 59 | 789 | 661 | 19 |
Если брать конкретные модели автомобилей, которые лидируют на российском рынке, то это прежде всего все “Лады”, а среди иномарок впереди, как всегда, Ford Focus, Renault Logan и Chevrolet Lacetti. Эти модели давно и стабильно держатся в лидерах, меняясь в тройке только между собой.
В сентябре стоит отметить некий провал в продажах у модели Lacetti. В этом месяце лучше, чем Lacetti, продавались Chevrolet Niva, Toyota Corolla и даже Mitsubishi Outlander. Данная модель марки Mitsubishi практически не потеряла в продажах по сравнению с сентябрем прошлого года.
В целом из российских моделей кризис пошел на пользу только Lada 4x4. За девять месяцев рост продаж этой модели составил 2%. А настоящее чудо сотворила Skoda. Модель Fabia стала продаваться так хорошо, что обогнала прежний шкодовский бестселлер Skoda Octavia. Рост продаж модели Fabia составил немыслимые в эту пору 59%, что позволило Skoda Fabia войти в список 25 самых продаваемых автомобилей в России по итогам девяти месяцев 2009 года.
Кирилл Орлов (AutoNews)
Источник таблиц: Ассоциация европейского бизнеса