Автомобильные аккумуляторы хоть и служат исправно автомобильной отрасли уже более 150 лет, их конструкция и схема не безупречны. Одним из недостатков любого свинцового аккумулятора является склонность к саморазряду.
Не стоит путать это явление с постепенной разрядкой аккумулятора, установленного на автомобиле. Установленный аккумулятор может садиться по причине небольшого короткого замыкания, или из-за питания автосигнализации или часов. Саморазряд – это потеря заряда аккумулятором в бездействующем состоянии (т.е. без нагрузки).
Причиной самостоятельной разрядки отключенного аккумулятора также может быть водяная пленка или загрязненная поверхность. Между клеммами возникает «мостик» в виде пленки воды, масла или кислоты, который создает небольшое короткое замыкание. Непосредственными причинами короткого замыкания являются недостатки самой конструкции аккумулятора.
Причины саморазряда:
-
Разность потенциалов между решеткой и активной массой. Пластина аккумулятора представляет собой решеточку, пустое пространство в которой заполнено так называемой «намазкой» - пористым свинцовым наполнителем из оксида свинца. Разность потенциалов между материалом решетки и «намазкой» ведет к постепенной сульфатации батареи.
-
Низкое качество сырья при изготовлении. Металл низкой чистоты в активной массе или в решетке несет в себе множество вкраплений других металлов, которые постепенно ведут к сульфатации отрицательных пластин. Тоже самое происходит при наличие посторонних примесей в электролите и сепараторе: лишние компоненты могут работать как непосредственные переносчики заряда с отрицательной пластины на положительную, т.е. аккумулятор без нагрузки начинает работать «в холостую».
Хранение аккумуляторов
Современные автомобильные аккумуляторы имеют достаточно высокое качество и чистоту материалов. Поэтому их достаточно длительное время можно хранить без каких-либо мер в «сыром» состоянии. Ответственные аккумуляторные батареи, например, для военной техники или авиации, можно длительно хранить только в сухом состоянии (без электролита) либо с периодической подзарядкой. Полный саморазряд аккумуляторов допускать нельзя: сульфатация пластин может быть необратимой.
Среди зарядных устройств лишь некоторые обладают функцией поддержания заряда, да и та работает в слепую. Некоторые «умелые руки» используют для поддержания заряда небольшие блоки питания малой мощности, вроде блоков питания от радиотелефонов с выходными токами чуть выше токов саморазряда.
Есть устройства более подготовленные. Например, зарядные устройства для автомобилей модельного ряда CTEK ведут контролируемую поддержку саморазряда аккумулятора: устройство замеряет просадку напряжения и короткими импульсами восполняет именно столько, сколько нужно. Развитием этой функции в устройствах CTEK является буферный режим для поддержки аккумулятора, когда «саморазряд» происходит под действием систем автомобиля. Устройство заряжает аккумулятор, а потом берет на себя всю нагрузку часов, иммобилайзера, Webasto и других систем. Удобно для длительного хранения и аккумуляторов и автомобилей, например, в зимний период.
Заключение
Что касается хранения аккумуляторов: актуальность этого вопроса «всплывает» еще до приобретения вами аккумулятора: покупайте батарею только в отапливаемых магазинах, старайтесь выбирать аккумуляторы «посвежее». При консервации автомобиля, используйте зарядные устройства с функцией поддержания заряда. Особенно это актуально для грузовой и специальной техники.